Памяти Якова Костюковского

PreviousNext

Ушел из жизни знаменитый сценарист Яков Костюковский - человек, во многом благодаря которому вся страна до сих пор с удовольствием смотрит фильмы Леонида Гайдая. Памяти Якова Ароновича в эфире канала "Время" - одно из последних интервью Мастера.

«Руссо туристо облико морале», «Надо Федя надо» «Советский суд самый гуманный вы мире», «Кто работает тот есть», «Не виноватая я, он сам пришел!», «наши люди в булочную на такси не ездют», «У нас управдом — друг человека», все это и еще бездна крылатых фраз… Костюковского можно назвать полноправным соавтором таких картин, как «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», „Кавказская пленница“ и „Бриллиантовая рука».

Родился Яков Аронович на Украине. В 30-е годы поступил в московский Институт истории, философии и литературы. Сначала писал тексты для эстрады (например, скетчи для Тарапуньки и Штепселя) и сценарии цирковых выступлений, сотрудничал сразу с несколькими газетами.
Встретив войну корреспондентом «Московского комсомольца» он одним из первых написал о народном ополчении, поставив под сомнение необходимость бросать под пушки необученных людей. Начальству это не понравилось, его увольняют из газеты, и в сентябре 1941 года, перед самым началом сражения за Москву, он поступает в военный отдел «Комсомольской правды». Яков Аронович неоднократно выезжал на передовую, попадал под бомбежки, был контужен. Будучи фронтовым корреспондентом, он участвовал в битве за Москву и награжден медалью «За оборону Москвы». В те дни 20-летний Яков пишет свой первый фельетон на фронтовую тему, а в ноябре 1941 года по чьему-то совету решает показать его знаменитому сатирику Евгению Петровичу Петрову, в то время главному редактору «Огонька». Фельетон появился в декабрьском номере журнала, в дни контрнаступления Красной армии под Москвой. Так выдающийся писатель-сатирик невольно дал путевку в жизнь новому дарованию.


С 1963 года Яков Аронович объединяет свои творческие усилия с поэтом и сатириком Морисом Слободским. Он пишет в соавторстве с ним эстрадные обозрения, пьесы и киносценарии. Тогдашний руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев рекомендует авторов молодому кинорежиссеру Гайдаю. Этот творческий триумвират подарил кинематографу три лучшие кинокомедии советского времени: «Операция “Ы”» и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница» (1967), «Бриллиантовая рука» (1969). С комедией «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» в кино ворвался новый герой — непутевый, но находчивый интеллигент, дающий отпор грубой силе. Фразы из комедий Костюковского разошлись по всей стране, причем среди них нет ни одной, существовавшей ранее, ни одного чужого оборота: „Поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся — гипс»; „Чтоб ты жил на одну зарплату!», «Буду бить аккуратно, но сильно!», «Студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, просто красавица“, «Жить хорошо. А хорошо жить — еще лучше!», «Короче, Склифосовский!», «Надо, Федя, надо!», «Бабуля, закурить есть?!».