8 марта Андрею Миронову исполнилось бы 69 лет. В это день мы вспоминаем любимого актера, поистине ставшего «подарком всем женщинам».
Ко дню рождения Андрея Миронова телеканал Время представляет спектакль с его участием «Маленькие комедии большого дома», а так же программы и документальные фильмы, посвященные великому артисту: фильм А. Габриловича «Андрей» рассказывает о творчестве и судьбе Андрея Александровича, в программе «50 лет Андрею Миронову. Придут друзья» об артисте вспоминают поэты, музыканты и актеры. Передача «Не только о кино» посвящена театральной и музыкальной деятельности артиста, а программа «Пестрая лента» рассказывает о последнем фильме Андрея Миронова «Человек с бульвара Капуцинов».
Андрей Миронов был личностью такого масштаба, что и через 20 лет, после того как его не стало, о нем продолжают писать, снимать фильмы и передачи, критики не перестают анализировать его актерские и режиссерские работы, а в России подрастают все новые поколения «миронисток».
Он родился 7 марта в актерской семье, но веселые родители «подтасовали», срежиссировали дату его появления на свет и в метрике появилась дата рождения — 8 марта. Может быть, дата «виновата» в том, что искусство его было таким праздничным, а сам он — любимцем женщин. Его судьба с самого начала словно была задумана как легенда — от первой до последней строчки: родился на сцене, на сцене и умер.
В 1948 году Андрей, тогда еще носивший фамилию отца — Менакер, пошел в первый класс. Через два года в стране разразилось так называемое «дело врачей», и добрые люди из Моссовета посоветовали родителям сменить фамилию мальчика. Так он стал Андреем Мироновым. Детство будущего актера было вполне типичным для большинства подростков той поры: он обожал мороженое, бегал смотреть кино, собирал значки и гонял в футбол. В классе он был лидером и заводилой, учился ровно, однако не любил точные науки: математику, физику, химию. Театр с ранних лет привлекал Андрея Миронова. Кстати первой ролью мальчика на школьной сцене был, ни много, ни мало — Хлестаков из «Ревизора».
В 1958 году Андрей окончил школу и подал документы в Театральное училище имени Щукина. Удивительно, но в приемной комиссии не знали, что он актерский сын. Первое прослушивание у легендарной Мансуровой было неудачным. Едва Миронов вошел в аудиторию, как из его носа хлынула кровь. И все-таки Андрей сдал экзамены (на «отлично»!), после чего был зачислен на первый курс. Старательный, вежливый юноша, он вовсе не блистал талантами — на курсе были другие лидеры. Но Андрей очень старался. И закончил училище с красным дипломом. После института Миронов мечтал попасть в труппу Театра имени Вахтангова. Однако его не взяли, и он согласился на предложение Валентина Плучека. Хотя Андрей Миронов был не лучшего мнения об этом театре, он все же явился на просмотр в назначенный день, и сразу же понравился руководству. Вскоре Миронов уже дебютировал ролью Гарика в спектакле «24 часа в сутки». Совсем немного времени понадобилось Миронову, чтобы стать супер-звездой театра. Чтобы попасть на спектакль с его участием, люди выстаивали в очереди за билетами ночами. Немалую роль сыграла в его успехи в кино.
Снимался он хотя и не очень часто, но регулярно. В 1965 году его пригласил в свою картину Эльдар Рязанов. Миронову досталась роль прохвоста Димы Семицветова в комедии «Берегись автомобиля». Картина имела огромный успех, а роль Миронова была признана критиками. А уж после выхода на экраны «Бриллиантовой руки» популярность Андрея Миронова стала невероятной. Кстати, именно в «Бриллиантовой руке» состоялся дебют Миронова как певца: он исполнил песню «Остров невезения». Стоит отметить, что Леонид Гайдай не собирался включать ее в картину. Изменил свое мнение он лишь благодаря совету Юрия Никулина, и не зря — песня мгновенно стала необычно популярной, а Миронов, начиная с этого фильма, стал часто исполнять песни, как в кино, так и во время творческих вечеров. Казалось бы — популярность, обожание зрителей — что еще надо актеру? Но Миронов чувствовал, что режиссеры не используют его настоящий потенциал. Еще с фильмов «Берегись автомобиля» и «Бриллиантовая рука» его привыкли видеть в образе легкомысленного авантюриста. Режиссеры безжалостно эксплуатировали этот образ из картины в картину. Изредка случались и роли иного плана, например, в «Тени» (1972) и «Повторной свадьбе» (1976), однако они скорее были исключениями, да и большими удачами их вряд ли можно назвать. Отсутствие серьезных киноролей тяготило Миронова. Он мечтал сняться у Андрея Тарковского, но режиссер не видел в нем «своего» актера. Не приглашал его и Никита Михалков, и другие «серьезные» режиссеры. Сам актер в одном из интервью в середине 70-х так оценил свое положение в кинематографе: «С точки зрения открытия в себе новых возможностей кино мне мало что дало… В театре я используюсь в самых разных планах. В кино — пока очень однопланово». Фильм «Человек с бульвара Капуцинов» вышел на экраны страны в 1987 году и стал одним из лидеров проката (2-е место, 39,8 млн. зрителей). Такого повального успеха у фильма, где снимался Миронов, не случалось со времен «Бриллиантовой руки». Однако сам актер до пика этого успеха так и не дожил… Многие актеры откровенно признаются (а это редкость в актерском цеху), что Андрей Миронов был лучшим из них. С годами это становится все более очевидным. Благодаря фильмам и воспоминаниям друзей он стал неким собирательным образом идеального типа артиста, которому были подвластны все жанры в кино и театре. Он был остроумным без пошлости, ему были подвластны глубокие драматические переживания без ложной пафосности. Андрей Миронов был удивительно светлым человеком на сцене и на экране…