20 ноября 2023 года исполнится 95 лет со дня рождения всенародно любимого артиста театра и кино Алексея Баталова.
Народный артист СССР, Герой Социалистического труда Алексей Владимирович Баталов давно и заслуженно пользуется зрительским обожанием. Шофер Сашка из фильма «Дело Румянцева», Гоша из фильма «Москва слезам не верит», Тибул из «Трех толстяков», — все эти, и многие другие герои, сыгранные на экране Баталовым, и сегодня живут среди обычных людей, — настолько они убедительны в его исполнении. Самое удивительное, что у Баталова не слишком длинный послужной список — чуть более тридцати фильмов, причем далеко не все роли были главными. После 1991 года Баталову приносили множество сценариев, звали на главные роли в разных картинах, но актер отказал практически всем. Он объясняет это тем, что героев, которых ему предлагали играть, он «сам не чувствует, не знает, не понимает», поэтому и отказал многим коллегам. Хотя, как он сам признает, очень нужны были деньги, но переступить через свое понимание актерского искусства, Алексей Владимирович не мог, — больше сорока лет он посвятил ВГИКу, где преподавал актерское мастерство. Алексея Баталова называли главным интеллигентом СССР. С самого детства его окружали знаменитые писатели и артисты. В доме на Большой Ордынке, где жили родители, частыми гостями были Анна Ахматова, Фаина Раневская, Борис Пастернак, Михаил Булгаков, Осип Мандельштам, Михаил Зощенко… Как писал Алексей Баталов в своих мемуарах, возможно, именно среда, в которой он вырос, и повлияла на выбор профессии, хотя протекциями именитых знакомых он никогда не пользовался, предпочитая выбирать свой путь самостоятельно. Как говорил сам Алексей Баталов, его первое детство закончилось в 1941 году, когда началась война. Семья переехала в эвакуацию в город Бугульма, где мать Баталова самостоятельно организовала небольшой театр для местных жителей. 14-летний Алексей проводил там все свободное время: топил печи в зале, расставлял лавки, управлял занавесом, подавал реквизит, а позже и сам начал участвовать в спектаклях.
«…именно война, эвакуация, судьба, забросившая нас в Бугульму и подарившая мне театр, которым руководила мама, эти изнуренные постоянным напряжением, случайно собравшиеся по обе стороны рампы люди, эти мучительно рождавшиеся спектакли открыли передо мной ту тайную дверь, за которой, точно синяя птица, скрывается вечная сила всякого театра».
(Из книги Алексея Баталова «Судьба и ремесло»)
После войны театр, организованный матерью Баталова, продолжил свою работу, гастролируя по всему Советскому Союзу. Сам же Алексей Баталов, вернувшись после войны в Москву, окончил школу и со второго раза поступил в Школу-студию МХАТ. Получив диплом, молодой актер был командирован в Центральный театр Советской армии. а через три года он вернулся во МХАТ. Больших ролей в спектаклях не было, в основном — массовки. Настоящий успех ждал Алексея Баталова не в театре, а в кино. Первое появление Баталова на экране состоялось еще в 1944 году в фильме «Зоя». Актер исполнил небольшую роль одноклассника Зои Космодемьянской. Своим же настоящим киноотцом Алексей Владимирович всегда считал ленинградского режиссера Иосифа Хейфица, открывшего Баталова в фильме «Большая семья». Впоследствии многие главные роли достались Алексею Баталову именно в фильмах Хейфица («Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой", «День счастья»).
Настоящей знаменитостью актер стал в 1957 году после выхода военной драмы Михаила Калатозова «Летят журавли», где Баталов сыграл главную роль вместе с Татьяной Самойловой. Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, став единственным советским фильмом, удостоенным этой премии. Спустя четыре года Баталов сыграл физика-ядерщика Дмитрия Гусева в картине Михаила Ромма «Девять дней одного года». Эта роль принесла Алексею Баталову звание заслуженного артиста РСФСР. Успех не остановил Баталова: он начал пробовать себя и в других ипостасях. Фильмы Баталова-режиссера не оставили равнодушными зрителя: «Шинель», "Три толстяка", «Игрок» стали классикой отечественного кино. Критики отмечали в экранизациях Баталова строгую постановочную культуру и бережное отношение к оригинальным текстам. Помимо кино Алексея Баталова серьезно увлекли радиопостановки. Благодаря ему появились радиоспектакли «Герой нашего времени" по Лермонтову, «Казаки" по Толстому, «Ромео и Джульетта» по Шекспиру, — Баталов оставался верен классике. С 1975 года Алексей Баталов начал преподавать во ВГИКе, где получил профессорскую степень, а через десять лет возглавил кафедру актерского мастерства. Алексей Баталов выпустил семь актерских мастерских для кино Грузии, Белоруссии, Азербайджана и Узбекистана. Также он вел специальный курс в Канаде и США.
Через три года после получения звания народного артиста СССР Баталов снялся в самом известном фильме в своей актерской карьере — мелодраме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Этот фильм занимает второе место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката — его посмотрели 84,5 миллиона зрителей, а в 1981 году получил премию Американской киноакадемии «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Несмотря на оглушительный успех, на этой киноработе Баталов практически завершил актерскую карьеру и посвятил все свое время преподавательской и общественной деятельности (был президентом многих кинематографических советов и фестивалей). Алексей Баталов был талантлив не только как актер: он писал стихи, сценарии, детские сказки и увлекался живописью, стал автором двух книг — «Диалоги в антракте» и «Судьба и ремесло».
Алексей Владимирович страдал от проблем с сосудами, которые усугублялись из-за его пристрастия к курению. Он умер во сне в июне 2017 года, причиной смерти стала остановка сердца. Но его герои прошли проверку временем и остаются жить, а все фильмы с его участием составили золотой фонд отечественного кино.