Персона недели: Марк Захаров

PreviousNext

Марк Анатольевич Захаров — знаковая фигура московской театральной жизни, создатель Ленкома, одинаково талантливо состоялся не только в театре, но и в кино, и этот феномен многие люди искусства считают почти недостижимым. Для Марка Захарова выбор между театром и кино не стоял: он делал то, что считал интересным в данный конкретный момент, будь то создание спектакля или съемки фильма. Созданный и руководимый им Ленком более 30 лет был едва ли не лучшим театром Москвы, а его фильмы становились культовыми. Захарову удалось совместить два искусства, вечно соперничающие друг с другом. Кто из нас до слез не смеялся над приключениями «того самого Мюнхгаузена»? Или авантюрной погоней за стульями в исполнении Оси и Кисы? Кто не напевал «uno uno uno, uno momento» в унисон с Семеном Фарадой в «Формуле любви»? За ошеломительным успехом всех его фильмов стоит личная формула успеха Захарова, которую можно понять, только переступив порог Ленкома, где артисты, в шутку называющие его Мрак Анатольевич, прекрасно знают, что за начальственной строгостью скрывается необыкновенное режиссерское чутье и отменное чувство юмора.

Сейчас трудно поверить, что в свое время Захаров не поступил в школу-студию МХАТ. Альма-матером для Марка Захарова стал ГИТИС. Как актер Марк Анатольевич не состоялся, но знание профессии безусловно помогло ему в будущем: он не играл сам, но безошибочно знал, как нужно играть, и как это объяснить актерам и ученикам. При этом он не только учил, но и учился сам. Композитор Геннадий Гладков, неоднократно писавший музыку для фильмов и спектаклей Захарова, говорил о его режиссерской требовательности: «Мы за глаза звали его „Мрак Анатольевич“ за дотошное внимание к деталям, он постоянно требовал филигранности во всем». Сам же Захаров «обвинял» в своей въедливости Андрея Миронова: «Это Мироновская въедливость меня научила. Когда репетировали „Доходное место“ Миронов меня буквально изводил: „Зачем я подошел к окну? Почему сел? Какое действие у меня должно быть на этом слове?“ Ставил в тупик… Вот я и начал тщательнее обдумывать и формулировать цели сценических поступков».

Многие считают Захарова человеком необыкновенной удачи, любимцем фортуны. Но за этой удачливостью стоит долгий и трудный путь к тому, чтобы созданное им осталось в истории театра и кино и не ушло в никуда, не забылось зрителем. Идея создания нового театра зародилась у Марка Захарова еще во времена его работы в Пермском театре, куда он попал по распределению по окончании ГИТИСа. Выходя на сцену во вторых ролях, он думал о том, каким должен быть театр его мечты. И когда в 1965 году его пригласили режиссером в Театр сатиры, на основе «сатирической» труппы он начал формировать будущий уникальный коллектив «Ленкома»: всего через восемь лет многие актеры ушли вместе с ним на новое место работы. И некоторые из них «перекочевали» за Захаровым не только в Ленком, но и на съемочные площадки его фильмов: «12 стульев» по роману Ильфа и Петрова, «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца, «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт» по пьесе Григория Горина, «Формула любви» по мотивам повести Алексея Толстого «Граф Калиостро» и «Убить дракона» по мотивам пьесы Евгения Шварца «Дракон».

Осталось загадкой, как Марк Захаров находил время на то количество дел, которыми он мог заниматься одновременно: ставить спектакли, заниматься общественной деятельностью, писать сценарии, репетировать с актерами и преподавать в ГИТИСЕ. На примере Марка Анатольевича можно убедиться в том, что все это можно успеть всего за одну жизнь.

С 21 ноября 2019 года Ленком носит имя Марка Захарова.