Новогодние приключения Агента на канале «Время»

PreviousNext

Для многих из нас зимние каникулы — это время, которое мы можем провести спокойно, в домашнем уюте, с любимыми фильмами. Телеканал «Время» предлагает своим зрителям вспомнить культовый сериал девяностых — «Агент национальной безопасности», который можно посмотреть в нашем эфире в эти праздничные дни.

История создания этого сериала не такая резонансная, как история «Улиц разбитых фонарей», и не столь живописная, как история «Убойной силы», но мы не можем не рассказать зрителям историю покорителя женских сердец, вызывающего здоровую зависть у мужчин Лёху Николаева. Лёха задумывался создателями сериала первым русским Джеймсом Бондом. Однако наш Бонд отличается от своего «коллеги»: никаких дорогих часов, костюмов и машин. Потёртая кожаная куртка, бейсболка, джинсы, лёгкая небритость. Его можно принять за парня с соседнего двора. Он обаятельный, безбашенный, позволяющий себе позлоупотребить, подебоширить и приволочиться за понравившейся девушкой. Этот герой, по задумке, должен быть немножко раздолбаем, но при этом — отважным и умным.

Сценаристы нашли отличный ход, чтобы с первых кадров сказать всё о характере Лёхи Николаева: в первой же серии он бросается в воду спасать жизнь человеку, табельное оружие идет ко дну, удостоверение размокает до состояния каши, самого Лёху выгоняют из органов, но зато он очаровывает журналистку Шуру… Да и его бывшее начальство продолжает с ним сотрудничать, признавая, что он агент хоть и своенравный, но лучший. В итоге — Николаев и его напарник Краснов стали настоящими героями, не уступающими во всенародной любви «ментам», а сам сериал вывел на первый план актёров Михаила Пореченкова и Андрея Краско.

Съёмки сериала начались в Питере в 1998 году, а это уже о многом говорит. Действительно, уже нетрудно догадаться, что создатели «Агента национальной безопасности» тоже вышли из народа, то есть из «ментов». Продюсером сериала стал Александр Капица, а одним из режиссёров — Дмитрий Светозаров, за плечами которого был первый сезон «ментовской» саги. В качестве сценаристов «Агента» выступили автор сценария к «Новогодним приключениям ментов» Владимир Вардунас и драматург Игорь Агеев, сценарист фильма «Гений».

К милиции и криминальному миру никто из создателей не имел никакого отношения, как и главные герои «Агента» — Лёха Николаев и Андрей Краснов. Создатели решили видоизменить милицейскую тематику и отойти от уровня районного отделения милиции. Главных героев сделали не просто сотрудниками правоохранительных органов, а агентами некой спецслужбы. Какой конкретно — не говорилось. Правда, от образов реальных сотрудников спецслужб «агенты» были очень далеки. Настолько далеки, что думается, настоящих агентов отстранили бы за служебное несоответствие, если бы они вели дела таким же образом, каким, порой действовали их киношные коллеги. Мордобой и стрельба для настоящих сотрудников службы безопасности — крайняя мера, означающая, что работа была провалена. Надо сказать, что создатели сериала обращались в соответствующие органы с просьбой проконсультировать актеров, но получили однозначный и категорический отказ. Но для большинства зрителей такие тонкости были не важны, — главным было то, что герои честные, и готовы рисковать собственной жизнью ради безопасности других.

На начальном этапе создания сериала с подбором актёров возникли некоторорые сложности. С напарником Лёхи всё было ясно с самого начала. Роль писалась под Андрея Краско, так как актёр дружил с Владимиром Вардунасом, уже снялся в своё время в четырёх фильмах у Дмитрия Светозарова да и на «Улицах разбитых фонарей» засветился в одном из эпизодов, в роли… преступного авторитета. У Андрея Краско в середине 90-х случился простой в киношной работе, поэтому он сам обратился к сценаристу с просьбой написать для него какую-нибудь роль. Вардунас как раз работал над «Агентом», и так в сериале появился Андрей Краснов. А вот с самим Лёхой Николаевым было сложнее. На кастинг приходили десятки актёров, но все это было не то. И тогда Александр Капица предложил голливудский вариант: когда возникают спорные моменты в выборе кандидатуры, там зачастую собирают представителей потенциальной аудитории и показывают им фотографии актёров. Так и поступили. Собрали со студии… женщин и положили перед ними несколько фотографий молодых, спортивных, в меру брутальных актёров. И почти единодушно все указали на фотографию театрального актёра Михаила Пореченкова, со словами: «Вот это герой, о котором можно мечтать!». После этого ближайшие шесть лет женщины мечтали о Михаиле — актёр был утвержден. Кандидатуру Пореченкова предложил режиссёр Светозаров, который незадолго до всего этого познакомился с ним на съёмках рекламного ролика. Михаил стопроцентно попал в образ Лёхи Николаева — он сам обожает оружие, мотоциклы, экстрим, а также кандидат в мастера спорта по боксу и любитель женщин. Правда, любитель скорее эстетический, потому что в отличие от своего героя, Михаил образцовый семьянин. Как во всякой организованной структуре, в Агентстве национальной безопасности должно было быть умудрённое опытом начальство. Над нашими напарниками начальствовали работники старой закалки полковники Тарасов и Тихомиров в исполнении Юрия Толубеева и Вадима Яковлева. Оба актёра давно снимались в кино, но были из разряда тех, о ком говорят «где-то я это лицо уже видел…», так как в основном их роли были второго плана.

В Питере, наверное, не осталось уже ни одного уголка, где не побывали бы съёмочные группы криминальных сериалов. События происходили везде — на улицах, во дворах, на крышах, в моргах, тюрьмах, больницах, знаменитых питерских арт-коммуналках, музеях и элитных квартирах. В отличие от многих других сериалов, снимающихся в павильонных декорациях, криминальные истории снимаются на натуре. Когда съёмки только начинались Михаил Пореченков настаивал на том, что каскадёрские трюки будет выполнять сам. Но режиссёр позволить актёру рисковать здоровьем и внешностью не мог, объясняя, что любая травма — это остановка съёмок, а значит — проблемы для всего производства. Поэтому у Михаила был свой дублёр, уже известный по истории «Улиц разбитых фонарей» постановщик трюков Владимир Севостьянихин. Его гримировали под Михаила и все сложные трюки за актёра выполнял именно он, а самому Михаилу оставались трюки попроще и драки.

«Агент» и другие популярные сериалы той эпохи сделали для нашего кино очень многое. Они открыли новую эру в отечественном кинопроизводстве, подняли, казалось бы, забытую тему и собрали у экранов гигантскую аудиторию. Казанова, Мухомор, Игорь Плахов, Лёха Николаев стали олицетворением нового времени. И хотя это новое время обвиняли в засилии криминала на ТВ, они всё-таки стояли по эту сторону закона, вместе с многими другими, вершившими справедливость в меру своих возможностей и способностей. Будь то прокурорские кабинеты или крепкие кулаки. Они были пионерами жанра. Они были и остались самыми любимыми.

Смотрим!