Продолжаем наш вояж по знаменитым детективным сериалам. В фокусе — «Бандитский Петербург», многосерийная криминальная драма, где культовым стало буквально все — от сюжета до саундтрека.
В 1992 году будущий автор сценария знаменитого «Бандитского Петербурга», Андрей Баконин, начал свою журналистскую деятельность. Вернувшись из Ливии, где он работал военным переводчиком, Баконин устроился работать криминальным репортером в газету «Смена» и стал писать под фамилией Константинов. Он выпустил цикл очерков о преступной стороне жизни культурной столицы, через год возглавил в газете криминальный отдел, а еще через год у Константинова накопилось столько материала по теме, что было решено выпустить книгу. Но писать художественные романы серьезный журналист не собирался, и была выпущена книга криминальных очерков и исследований под тем же названием — «Бандитский Петербург».
Интервью с ворами, мошенниками и убийцами для Константинова было обычным делом, и просто писать статьи ему вскоре стало неинтересно, и он начал работать в опасном жанре журналистского расследования. В 1996-м году он возглавил Агентство журналистских расследований «Ажур» и… написал-таки первое литературное произведение, которое моментально стало бестселлером — роман «Адвокат».
Идея экранизировать Константинова пришла в голову режиссеру Валерию Огородникову, и именно он заказал сценарий к будущему сериалу. Константинов сначала долго не соглашался, упирая на то, что он к кино не имеет никакого отношения и писать сценарии — это не его призвание, однако режиссер настоял, и тогда журналист создал сценарий именно по «Адвокату» и вышедшему позже «Адвокату-2». Но для воплощения идеи в жизнь тогда не нашлось денег. По прошествии какого-то времени права на экранизацию сценария у Огородникова выкупил прославленный Владимир Бортко, который стал и режиссером, и продюсером сериала. К тому времени Константинов написал еще один роман — «Журналист», который вкупе с «Адвокатом» и стал основой для двух первых блоков сериала — «Барон» и «Адвокат». Работа началась в 1998 году, а сам фильм вышел на экране спустя два года.
Премьеру сериала ждали. Во-первых, потому что провокационное название, вокруг которого шумиха поднялась задолго перед выходом сериала. Во-вторых, потому что Певцов, Лавров, Борисов, Домогаров и многие-многие другие, не нуждающиеся в представлении. В-третьих, потому что Бортко.
Музыкой к фильму обычно мало кто интересуется, если заранее не известно, что над саундтреком работает кто-то из знаменитых музыкантов. Вот и к музыке «Бандитского Петербурга» отнеслись поначалу прохладно. А когда сериал вышел… Песня «Город, которого нет» зазвучала отовсюду. Написать саундтрек композитора Игоря Корнелюка попросил режиссер, причем, попросил написать так, как будто он пишет музыку к мелодраме. Кстати именно так режиссер и подходил к сериалу, он даже называет его не сериал, а «длинное кино»: «И не криминальное, как кто-то изволил его назвать, а про любовь». После этого сериала, режиссер и композитор продолжили сотрудничество, а музыка стала настолько популярной, что за «Город которого нет» судились звукозаписывающая компания и создатели мелодий для мобильных телефонов.
Первый блок сериала — «Барон» — имел под собой твердую почву реальных событий и персонажей. Существовал на самом деле и сам старый вор Юрка-Барон. Его прототип — вор в законе Юрий Алексеев по прозвищу Горбатый был болен раком и сидел в тюрьме. Константинов взял у него интервью, и это стало первым официальным интервью «законника», хотя сам Константинов ставил этот статус под сомнение. Позже это интервью вошло в документальную книгу «Бандитский Петербург» и из него можно было узнать о многих странных вещах, происходящих в запасниках Эрмитажа, — оказалось, что музей хранит не одну мрачную тайну…
Главный герой сериала, журналист Андрей Обнорский, частично был списан с самого Андрея Константинова, но не досконально. Реальный прототип есть, вернее был, и у зловещего Антибиотика. Авторитет, крестный отец питерского преступного мира Виктор Павлович Говоров был списан с реального человека, имя которого автор держит в тайне по этическим соображениям. Наверняка, есть свои прототипы и у других действующих персонажей «Бандитского Петербурга», но назвать сериал «антологией криминального мира Санкт-Петербурга» не позволяет тот факт, что об этих прототипах досконально ничего не известно.
Все многосерийные проекты, которые снимались до этого, были то комедией, то боевиком, то приключениями, то детективом. «Бандитский Петербург» от начала и до конца был драмой. В этом сериале нет ни одного не драматического персонажа и это, кстати, одна из его отличительных черт. Драма стоит за каждым, будь то опер из отдела, вор в законе, адвокат, журналист или крестный отец мафии. И за каждого из них зрителю хотелось по-своему переживать, ни один персонаж не смог оставить равнодушным… Это при том, что никого нельзя было назвать сугубо положительным героем. Разумеется, в этом велика заслуга сыгравших в сериале актеров. Если в предыдущих криминальных сериалах в ролях были в основном начинающие актеры, для которых эти проекты стали настоящим карьерным трамплином, то в «Бандитском Петербурге» — настоящий парад известных имен: Джигарханян, Домогаров, Певцов, Сидихин, не говоря уж о Кирилле Лаврове и Льве Борисове…
Андрей Константинов работал над «Бандитским Петербургом» на протяжении шести частей — за это время были экранизированы еще несколько его романов. После выхода шестой части «Бандитского Петербурга» Константинов закончил работу над проектом.