Галина Уланова. Одиночество богини

Исторический / БиографическийДокументальный фильм

Богиня Танца — так называли современники Галину Уланову. До сих пор феномен таланта балерины остается загадкой. В ее танце всегда была недоговоренность и углубленность в себя. Такой же Уланова была и в жизни...

Ее любили, ею восхищался сам Сталин... Впервые «вождь всех народов» увидел Уланову в роли Дианы в балете «Эсмеральда». По ходу действия героиня целилась из лука в сторону боковой ложи, где сидел Сталин. У балерины замерло сердце: НКВД могло обвинить Уланову в покушении на вождя. Но все обошлось — Сталин пригласил труппу на прием в Кремль. А после банкета предложил 25-летней Галине пройти в кинозал, где гостья оказалась рядом с небожителем. Позже Уланову спрашивали: «Не было ли ей страшно?». «Да нет», — отвечала Галина Сергеевна, «просто неловко чувствовала себя рядом — это же такая величина была. А страшно стало после его смерти, когда мы узнали, что делалось в те годы».

Сталин дал оценку балерине в трех словах: «Уланова — это классика». Четыре раза вождь присуждал Галине Сергеевне Сталинскую премию. Но Уланова, получавшая титулы и звания, не хотела вступать с властью в какие бы то ни было отношения. Но именно власть выбрала Уланову, превратив балерину в символ имперского советского балета, в идеологическую икону.

О личной жизни Галины Сергеевны, о ее известных мужьях и романах, привязанностях и семейных тайнах знают немногие. Несмотря на внешнее благополучие и блестящую карьеру, на ее долю выпало немало бед и несчастий. Первое замужество Улановой оказалось неудачным. С режиссером Юрием Завадским балерину связывали долгие драматичные отношения. Они расписались, когда их роман фактически закончился. Потом были браки с художником Большого театра Вадимом Рындиным, выдающимся артистом Иваном Берсеневым, знаменитым дирижером Большого театра Юрием Файером. Расставаясь со своими мужьями, она сохраняла с ними достойные отношения. На похороны Завадскому послала венок с лаконичной надписью: «Завадскому — от Улановой». На панихиде по Берсеневу у гроба стояли две женщины — законная жена актриса Софья Гиацинтова и великая балерина Галина Уланова...

Она не стремилась ни к богатству, ни к славе, все само ложилось к ее ногам. Уланова жила в огромной квартире в высотке на Котельниках, в этом городе-государстве, населенном творческой и военной элитой. В последние годы жизни главному педагогу Большого театра, легенде русского балета не хватало денег, чтобы содержать пять комнат, из которых постепенно исчезали остатки былой роскоши. В конце жизни великая Уланова осталась совершенно одна. Дом на Котельнической набережной Галина Сергеевна называла «тюрьмой». Она не знала, как работает стиральная машина, как включить телевизор, что делать, когда прорываются трубы. Перед домашними проблемами Уланова была беспомощна. Галина Сергеевна говорила: «От балерины ничего не остается». И действительно: незадолго до смерти она уничтожила личный дневник — единственный документ своей душевной жизни...

О неизвестной Улановой, о ее творческой и личной жизни, ее отношении к друзьям и близким рассказывают Ольга Лепешинская (архивное интервью 2004 года); ученики Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Николай Цискаридзе, режиссер Александр Белинский, подруга Г.С. Улановой Нина Маланичева, балетмейстер Михаил Лавровский, критик Борис Поюровский.

Фото

Галина Уланова. Одиночество богини
Галина Уланова. Одиночество богини
PreviousNext