Сегодня о жизни Михаила Булгакова мы знаем, кажется, все, но вопросов по-прежнему остается больше, чем ответов. И загадок, и мистификаций, и парадоксов.
Почему рукопись «Собачьего сердца», арестованная и упрятанная в недра ГПУ в 1926 году, была возвращена писателю в мае 1930 года, а сам он не арестован, как многие из его окружения? Почему в юности Булгаков стал морфинистом и почему бросил женщину, спасшую его от этого? Почему, не вылезая из нищеты, позволял себе отовариваться в «Елисеевском», играть в карты, ухаживать за женщинами и встречаться с иностранцами, за что ни разу не был даже допрошен?
История сложных, порой мучительных и мистических отношений с тремя главными женщинами его жизни и несколько странных, необъяснимых фантасмагорических событий в биографии Михаила Булгакова легли в основу этого фильма. Авторы хотели ответить на вопрос: как писатель сумел сохранить свою натуру — азартность, страсть к розыгрышам, мистификациям, таинствам, выдумкам — на фоне драматических событий, войны, голода, разрухи, преследований, запретов?
Да, было худо, да — страдал, да — отчаивался, да — выл и чуть ли не стрелялся. Но ведь жил на полную катушку! Этот фильм не о гонениях и страданиях, а о том, как характер не позволил прогнуться под обстоятельства.
Фильм начинается с ночи, которую ведущий проведет в доме-музее Булгакова и в Киеве, на Андреевском спуске, проникаясь его атмосферой. Потом окажется на Патриарших прудах в Москве и в «нехорошей квартире» на Большой Садовой, где разворачивалось действие романа «Мастер и Маргарита». Также ведущий побывает в резиденции посла США в Москве — знаменитом Спасо-Хаусе, где Булгаков «увидел» свой знаменитый бал у сатаны, и где, в виде исключения, разрешили работать съемочной группе фильма.