Елена Яковлева — знаменитая на всю страну интердевочка, самая популярная женщина-следователь. Она не похожа на актрису, она — соседка, обычная девушка из вашего двора.
В каждой ее роли есть «талант, граничащий с гениальностью», — так говорят о ней коллеги и друзья. Но народная артистка Елена Яковлева не страдает звездной болезнью, она просто работает.
«Представляете, вся жизнь — игра? Ты ложишься спать как народный артист. Просыпаешься как народный артист, идешь куда-нибудь как народный артист, ешь как народный артист… это очень утомительно!» — говорит актриса.
Яковлева — дочь военного. В детстве жила, в прямом смысле, на чемоданах. Ее родители мотались по гарнизонам по всей России. Знание жизни военных очень пригодилось ей на съемках фильма «Анкор! Еще Анкор!» Петра Тодоровского, где она сыграла разбитную супругу военного, изменяющую своему мужу, «ради его благополучия — повышения по званию».
После окончания школы Яковлева пошла работать на Харьковский радиозавод комплектовщицей. Зарплату откладывала на поездку в столицу. А когда накопила денег, отправилась поступать в ГИТИС, ведь Елена еще в детстве решила, что станет актрисой. Ее приняли в театральный институт с первой попытки. По словам преподавателя Яковлевой, Владимира Андреева, еще на вступительных экзаменах было понятно, что ее ждет великое будущее: при поступлении, читая монолог, Яковлева встала на колени и приемная комиссия слушала ее стоя!
В родном институте она не была с момента окончания, и съемочная группа отправилась вместе с героиней в РАТИ (бывший ГИТИС), где Яковлева «случайно» встретилась со своим преподавателем и однокурсником.
После окончания института Елену сразу взяли в один из ведущих театров Москвы — «Современник». Художественный совет во главе с Галиной Волчек единогласно проголосовал за принятие ее в труппу.
Правда, первая роль в «Современнике» в спектакле Игоря Кваши «Дни Турбинных» популярности ей не принесла. Яковлева даже не появлялась на сцене. Ее роль заключалась в том, что в начале спектакля Яковлева кричала за кулисами — она играла девушку, которую насиловали белогвардейцы. Два раза в неделю Елена приходила в театр, отмечалась, как все актеры, и шла за кулисы играть роль. Она кричала бы и дальше, если бы режиссер не догадался записать крик на магнитофон. Эту историю в фильме рассказывают Елена Яковлева и Игорь Кваша.
Поступок, который Елена совершила в 1986 году, не дает ей покоя до сих пор. Получив предложение от художественного руководителя театра имени Ермоловой Валерия Фокина, она решает уйти из «Современника». «Мне предложили пять главных ролей, и я ушла из театра», — говорит актриса. В фильме Галина Волчек рассказывает, как она восприняла этот уход, а Елена Яковлева называет свой поступок предательством.
В театре имени Ермоловой ее ждало разочарование. Роли, на которые она рассчитывала, ей не дали. И спустя три года она вернулась в родной театр. Удивительный случай: Волчек, никогда не прощавшая измен, берет Яковлеву обратно. С тех пор, вот уже более четверти века, Елена Яковлева — ведущая актриса театра «Современник».
Вместе с театром она объездила полмира, а в этом году впервые попала в Лондон. На гастролях ее сопровождала наша съемочная группа. Это первые гастроли в Англии не только Яковлевой, но и всего театра, впервые за всю его историю. На спектакль «Вишневый сад» с участием Яковлевой невозможно было достать билет. Вместе с Еленой в Лондон поехал и ее муж — актер театра «Современник» Валерий Шальных. 26 лет они вместе и играют на одной сцене.
Елена Яковлева никогда не жаловалась режиссерам. Она с одинаковой легкостью дефилировала по подиуму и купалась в ледяной воде в фильме Вадима Абдрашитова «Плюмбум или опасная игра», и играла проститутку, искренне рыдая, в «Интердевочке» режиссера Тодоровского. Но даже ему, любимому Петру Ефимовичу, она не призналась, что находится в интересном положении. Хотя ей предстояли сложнейшие и опасные для ее здоровья съемки. Снимаясь в его фильме «Анкор! Еще Анкор!», Яковлева в одной из сцен в буквальном смысле истекала кровью — в тот день снег, в котором она должна была «кувыркаться», покрылся коркой льда и, пытаясь «искупаться» в нем, Яковлева разодрала себе руки. Только после окончания съемок она призналась Тодоровскому, что находится на третьем месяце беременности.
Сейчас ее сыну Денису 19 лет. Он уже не ездит с родителями на гастроли, как в детстве, живет своей жизнью и не дает интервью.
Яковлева никого не пускает в свой внутренний мир. Практически все свое время она отдает работе, семья живет «рядом» с ней, мужу приходится и в магазин бегать, и готовить. Со слов коллег Яковлевой, режиссера Юрия Мороза, актеров Андрея Ильина и Сергея Никоненко, она похожа на свою героиню Каменскую. Хрупкая, но только внешне, внутри — кремень!
Мы побывали на репетициях спектаклей в театре «Современник», на съемочной площадке фильма, в котором играет Яковлева. В фильме зритель увидит отрывок из программы «Розыгрыш» с участием Елены Яковлевой, а также побывает на творческом вечере любимой актрисы. Для многих зрителей станет откровением появление ее настоящего мужа, Валерия Шальных, вместе с ней в кадре. Многие до сих пор убеждены, что мужем Яковлевой является… Андрей Ильин, актер, сыгравший ее мужа в сериале «Каменская».
В фильме приняли участие:
Елена Яковлева — народная артистка России
Валерий Шальных — актер, супруг Елены Яковлевой
Петр Тодоровский — режиссер, народный артист России
Галина Волчек — художественный руководитель театра «Современник»
Сергей Маковецкий — народный артист России
Андрей Ильин — заслуженный артист России
Сергей Гармаш — народный артист России
Игорь Кваша — народный артист России
Юрий Мороз — режиссер
Сергей Никоненко — народный артист России
Вадим Абдрашитов — режиссер, народный артист России
Георгий Юнгвальд-Хилькевич — режиссер
Владимир Андреев — профессор РАТИ, преподаватель Елены Яковлевой
Ирина Розанова — народная артистка России