За новаторство, за непохожесть на традиционную советскую мультипликацию, за пренебрежительное отношение к традициям. Судьба каждой картины была непростой, как, впрочем, и судьба самого автора — художника-аниматора Александра Татарского.
«Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег», «Крылья, ноги и хвосты», «Следствие ведут Колобки», «Обратная сторона луны» — такие знакомые и любимые сегодня мультфильмы когда-то вызывали у властей бурю протеста и негодования.
Когда-то в конце 80-х для изготовления своего первого мультика «Кстати, о птичках» начинающий художник Саша Татарский в соавторстве с другом Сергеем Ковалевым смастерили мультстанок из списанного рентгеновского аппарата и старой железной кровати. В те годы молодых специалистов принято было долго держать в «подмастерьях», прежде чем допустить к серьезной самостоятельной работе. Но наши герои не намерены были ждать. Слава, признание, призы нужны им были незамедлительно. А еще мучила сильнейшая жажда самовыражения…
Тогда и возникла идея создания своей творческой базы. Так в 1989 году в стране появилась первая независимая анимационная студия «Пилот» — детище Александра Татарского. А с ней и первые пластилиновые шедевры, грандиозные анимационные проекты, как «Гора самоцветов», и первые ученики новой школы анимации, чьи работы будут признаны во всем мире. А в непростые 90-е, когда денег на мультфильмы у государства уже не было, студия «Пилот» помогла сохранить и поддержать престиж российского анимационного кино в нашей стране и за рубежом.
Несмотря на то, что отец Саши — Михаил Семенович Татарский — сценарист, писавший цирковые репризы для Юрия Никулина и Михаила Шуйдина, Саша цирком так и «не заболел». Не мечтал он и о карьере художника — страстно любил футбол. Детство Саши прошло в Киеве, мальчишкой он гонял мяч во дворе, влюблялся — и девушки отвечали ему взаимностью. Но мечты о профессиональном спорте разбились в одночасье о диагноз врача, а девушки превращались в жен, сменяя друг друга…
Александр Татарский был удивительно разносторонним человеком. Он коллекционировал старинные автомобили и предметы советского быта. Он собрал самую богатую в России коллекцию Дедов Морозов. Он прославился в киномире как мастер розыгрышей и мистификаций. Он построил — по собственному проекту — себе и своим детям совершенно необычный дом, напоминающий причудливые сказочные терема из его неподражаемых мультфильмов …
Своими воспоминаниями делятся ученики, коллеги и близкие Александра Татарского: Игорь Ковалев, Андрей Свислоцкий, Евгений Делюсин, Валентин Телегин, Владлен Барбэ, Эдуард Назаров, Эдуард Успенский, Григорий Гладков, отец Владислав, Михаил Вагин, подруга юности Александра Татарского Вика Чекалкина, его бывшая жена Екатерина Татарская и его вдова Алина Татарская.
В фильм вошли фрагменты из лучших работ Александра Татарского: «Кстати о птичках», «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег», «Следствие ведут Колобки», «Обратная сторона луны», «Берегите хлеб!», «Крылья, ноги и хвосты», «Автогонки», «Кубик-рубик, клоунада», «Лифт», «Красные ворота Расемон», «Гора самоцветов».
В фильме использована уникальная кинохроника из личных архивов друзей и родных Александра Татарского.