История появления в кино культовой троицы — Труса, Балбеса и Бывалого.
Леонид Гайдай очень любил Иркутск. Это был его родной город. Он приезжал сюда отдыхать, набираться сил, бродить по улицам в поисках новых идей. Когда его первый фильм «Жених» запретили, он тоже приехал в Иркутск. В один из дней зачем-то полез на чердак, где отец хранил старые юмористические журналы. Перелистывая пожелтевшие страницы, Гайдай наткнулся на один стихотворный фельетон, образы героев которого показались ему интересными, но не завершенными. Гайдай решил дать героям имена и наделить их более яркими характерами — так на свет появилась идея снять фильм о трех браконьерах и честном псе, так зародились любимые всеми комические персонажи Трус, Балбес и Бывалый. Как говорится, нет худа без добра. 27 декабря 1960 года в 17:30 худсовет «Мосфильма» утвердил Юрия Никулина, Георгия Вицина и Евгения Моргунова на главные роли в короткометражном фильме Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс». Трус, Балбес и Бывалый родились.
На протяжении всех фильмов они будут вести полулегальную деятельность — заниматься частной торговлей, учить танцевать твист, совершать мелкие преступления, каждый раз будут попадать в милицию и каждый раз оказываться на свободе.
Гайдай снова обратился к своим персонажам в том же 1961. На экраны вышла вторая короткометражка «Самогонщики». Идею для нового фильма подбросил Гайдаю сам Юрий Никулин. Дело в том, что в цирке Никулин вместе со своим напарником Шуйдиным исполнял клоунский номер под таким же названием. Идея режиссеру понравилась, и он принялся за написание сценария. «Самогонщики» имели не меньший успех, чем «Пес Барбос», картина номинировалась на Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля, а о смешной троице стали говорить, как о культовом символе советского кинематографа.