Свой путь в искусство Анатолий Папанов начинал в клубе завода «Каучук»...
В этом клубе была студия, драматический коллектив которой прославился, получив первое место на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности за отлично поставленную комедию Шекспира «Укрощение строптивой». Здесь Толя Папанов начинал постигать законы сценического искусства. Отсюда ушел на фронт. Анатолий Папанов обладал редким даром — постоянно удивлять. Он удивлял на сцене — с первой же роли Сергея Тюленина в спектакле Клайпедского русского драмтеатра «Молодая гвардия», а затем долго не мог применить свои способности в Театре сатиры. Он удивлял в кино: по-крупному дебютировав сразу в четырех ролях в комедии «Человек ниоткуда», Папанов стал ведущим исполнителем сатирических ролей, мещан, бюрократов, хамов — позволял и голос, и внешность. Он удивлял в мультипликации, то дикими выкриками неудачника-Волка, то мягкими нотками доброго дедушки, то эксцентрикой говорящего трактора. Искрометный юмор и внимание к мельчайшим деталям позволяли Папанову тщательно оттачивать любой образ, делать его привлекательным и запоминающимся.