Опера Дмитрия Шостаковича по одноименному произведению Н. В. Гоголя в постановке Московского камерного музыкального театра под руководством Бориса Покровского. Дирижер — Геннадий Рождественский.
Театр Бориса Александровича Покровского Камерная опера, его любимое детище, стартовало в 74-м году с постановки оперы Шостаковича «Нос». Дирижировал Геннадий Рождественский. И с этим связана история, которую изложил в свое время, с подачи писателя Соломона Волкова, но совершенно по-своему, Сергей Довлатов. Звучит она так: «В 20-е годы Шостакович создал оперу „Нос“. Ставить ее хотел Мейерхольд. Однако не успел. А в 30-е годы было уже не до этого. Рукопись Шостаковича пылилась в кладовке Большого театра. В 50-е годы ее обнаружил Геннадий Рождественский, решил завладеть ею, чтобы сохранить для потомков. Но, увы, бесценная рукопись числилась единицей инвентарного хранения. Рождественский пошел на хитрость: заменил рукопись Шостаковича литографированным экземпляром „Фауста“. В 1974 году опера „Нос“ была поставлена. Если не ошибаюсь, в Камерном театре. Дирижировал Рождественский. А дальше — триумф, грамзаписи, международные премии. Прав был друг Шостаковича музыковед Иван Соллертинский. Еще в 30-м году Соллертинский написал про многострадальную оперу в эссе: „Нос“ — орудие дальнобойное»«. Такая история действительно была, но она осложнилась еще и тем, что оперу «Нос» даже в 74-м году ставить было не так легко. Покровскому приходилось преодолевать колоссальное количество трудностей, и когда он в первый раз встретился с Рождественским, он уже репетировал эту оперу, не рассчитывая на сотрудничество Рождественского. Рождественский говорит: «Вы ставите „Нос“? Так вас же арестуют! Вон, уже, кажется, и едут за вами». А Покровский говорит: «Да, едут. Пойдемте со мной на репетицию». И Рождественский пошел за ним, приговаривая: «Но вас же там повесят! Вот чтобы посмотреть, как вас повесят, я пойду на эту репетицию». Он пришел, увлекся, и опера была поставлена.