Кто тебя победил никто

Документальный фильм

Премьера документального фильма лауреата премий «Ника» и «Золотой орел» Любови Аркус. Кинокартина «Кто тебя победил никто» выходит к юбилею Аллы Демидовой. Это творческое высказывание о судьбе и сегодняшнем дне неординарной актрисы, ставшей символом интеллигентности и абсолютной творческой независимости.

Фильм «Кто тебя победил никто» задуман и воплощен как подношение к юбилею великой актрисы. Без малого шестьдесят лет она служит театру, кинематографу и поэзии — этот грандиозный творческий путь и составляет сюжет фильма. Важной его частью является смена времен и даже эпох — война (детство), оттепель (юность), шестидесятые (молодость), застой, перестройка, девяностые и нулевые годы — вот тот фон, которому в фильме уделено значительное место, и потому в нем так много хроники. В финале фильма ее последняя на сегодняшний день главная роль — «Старик и море» Анатолия Васильева. Слова «А кто тебя победил? Никто. Я просто слишком далеко ушел в море» — философское осмысление этой долгой-предолгой дороги человека к воплощению своего предназначения…

Фильм создавался в течение шести лет. На протяжении этого времени Любовь Аркус встречалась с Аллой Демидовой в разных обстоятельствах, собирала редкую хронику советского времени, соответствующую разным настроениям и темам фильма, а также общалась с людьми, знавшими актрису со времен успеха театра на Таганке. Эксклюзив картины — последние прижизненные интервью с критиком Вадимом Гаевским, искусствоведом Майей Туровской и режиссером Кирой Муратовой. Кроме этого, в фильме приняли участие Анатолий Васильев, Теодор Курентзис и Кирилл Серебренников.

Сам фильм — посвящение кинодраматургу Владимиру Валуцкому, супругу Аллы Демидовой, ушедшему в 2015 году. Он известен как сценарист к таким классическим лентам как «Начальник Чукотки», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Мэри Поппинс, до свидания», «Зимняя вишня» и др.

Фильм начинается с погружения в репетиционный процесс Аллы Демидовой. Показана ее дотошность к деталям, стремление к перфекционизму во всем. И акцент на ее образ — человека, застегнутого на все пуговицы, абсолютно закрытого от внешнего мира, который ассоциируется с одиночеством. Поправки в такую интерпретацию вносит сама актриса: «С детства я вообще молчалива. Самое мое комфортное состояние — это молчать. Сейчас я просто старая уставшая женщина». Она подчеркивает ошибочность восприятия ее отношения к жизни, говоря, что уединение — это не одиночество. И публичность ее профессии — лишнее тому доказательство.

Театр на Таганке — первая ассоциация с Демидовой. Она оказалась там в 1963 году после дипломного спектакля в Щукинском училище, который по приглашению поставил режиссер Юрий Любимов. Это был «Добрый человек из Сезуана», с которого и началась эпоха любимовской Таганки, ставшая в театральном мире легендой.

В ранних спектаклях Демидову действительно можно и не узнать, хотя она там есть: марширует, танцует канкан, поёт в хоре. Главные роли пришли к ней не сразу. Но и в те годы она уже жила с ощущением, что может больше и другое. И терпения ей было не занимать.

Она дождалась своего часа — ее Гертруда в «Гамлете», Раневская в «Вишневом саде» и Марина Мнишек в «Годунове» вошли в золотой фонд российского театра как эталонные исполнения этих образов.

Алла Демидова сыграла более 50 ролей в кино, но всегда была очень избирательна по отношению к сценариям. Актриса сама однажды выразила свой выбор героев, его она придерживалась всегда: «Меня интересуют роль — тема, роль — сильный характер, роль — сильная личность. Никогда в жизни — ни в театре, ни в кино — не играла себя. Меня, настоящую, слава Богу, никто не знает».

Демидова снималась у лучших режиссеров того времени: Андрея Тарковского, Ильи Авербаха, Ларисы Шепитько, Михаила Швейцера. Актрису сравнивали с голливудской звездой Гретой Гарбо. В том периоде большинству зрителей она запомнилась по ролям в таких фильмах как «Служили два товарища», «Щит и меч», «Ты и я», «Вся королевская рать», «Зеркало».


Также в фильме:

Фрагменты репетиций спектаклей
«Добрый человек из Сезуана»
«Десять дней, которые потрясли мир»
«Гамлет»
«Вишневый сад»
«Владимир Высоцкий»
«Дом на набережной»
«Федра»
«Квартет»
«Тристил»
«Медея»
«Носферату»
«Поэма без героя»
«Старик и море»
Сцена из спектакля «А. С. Пушкин. Дон Жуан или „Каменный гость“ и другие стихи» Московского театра-театра Европы «Школа драматического искусства».

Фото

Кто тебя победил никто