«Ошеломляющее зрелище по пьесе прогрессивного шестидесятника Михаила Шатрова». Те, кто был на спектакле «Современника» в те годы, утверждают, что зал в конце вставал и пел «Интернационал».
Совнарком решает, быть или не быть красному террору. Террор — это вынужденная мера. И «народные комиссары» искренно выполняли свой долг. Но заседание время от времени прерывается ленинскими телеграммами, которые по мимо воли авторов красноречиво свидетельствуют о том, что красный террор был запущен на полную катушку до всякого белого террора и никак не являлся ответом на белый. Спектакль выпущен в 1967 году — подарок к 50-летию советской власти. Председатель цензорского комитета Романов усмотрел в пьесе крамолу, а Екатерина Фурцева, министр культуры, стала сторону театра. Олег Ефремов — постановщик «Большевиков» — считал этот спектакль одним из самых дорогих: «Для меня самыми дорогими спектаклями „Современника“ были „Декабристы“, „Народовольцы“, „Большевики“, потому что в них затрагивалось нечто общественно важное, мы говорили о чем-то существенном, а не играли в бисер». Играть в «Большевиках» стремилась практически вся труппа, Олег Табаков, совсем не с главной ролью, даже отказался от контракта на 48 тысяч фунтов за съемки в фильме «Айседора» — в это время шла сдача спектакля в театре. И совсем не главная, но любопытная информация: В «Большевика» играли не только актеры театра, но и солдаты 1-й отдельной роты Почетного караула, один из которых, Игорь Филонов, поведал о своей роли часового: «Анастасия Вертинская, Табаков, Евстигнеев... Все действие спектакля они что-то там за столом обсуждают. А по краям сцены — двое часовых. И разводящий их меняет каждые десять минут. Видимо, чтобы какое-то движение все-таки происходило на сцене. Вот нас впятером и приглашали примерно раз в два месяца. Я отыграл десять спектаклей. Представляешь: в «Современнике»! Так и сидит в памяти: трехлинейка со штыком, гимнастерка... Да, еще: там, по пьесе, незадолго Ленина ранили. Фанни Каплан на заводе Михельсона. А мы сидели за кулисами, ждали смены. И, видно, расшумелись. Выходит за кулисы Олег Табаков. Палец к губам приложил и говорит нам: «Тише, тише! Ленин ранен...».