Конец 1970-х. В СССР необычайно популярны песенные фестивали, проходившие в Польше (Зеленая Гура, Ополе, Сопот). Многие советские артисты были не только участниками этих престижных международных форумов, но и становились их победителями. Советская песня была так же любима в Польше. Между странами шёл активный культурный обмен.
Однако к началу 1980-х годов в Польше резко возрастает недовольство политикой Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), ширится движение рабочего профсоюза «Солидарность» во главе с Лехом Валенсой, выступающего за экономические реформы и демократические свободы. С этого момента всё, что имеет хоть малейшее отношение к СССР, начинает восприниматься в штыки. В 1980 году на фестивале советской песни в Зеленой Гуре впервые открыто зазвучали антисоветские лозунги.
В Кремле ситуация в Польше вызвала крайнюю обеспокоенность, обсуждался вопрос о введении в стране военного положения. В числе актуальных был вопрос о сохранении фестиваля советской песни в Зеленой Гуре! Для руководства СССР многие годы он был важной идеологической площадкой для пропаганды советской культуры, к тому же имел огромную зрительскую аудиторию в Европе.
В конце 1980-х годов доминирующей политической силой в Польше окончательно стала «Солидарность». В Союзе искали то, что могло стать связующим звеном в отношениях двух стран. Таким звеном стала польская песня, все еще любимая в СССР. В 1987 году ЦК КПСС принимает решение о проведении Первого Всесоюзного фестиваля польской песни. Выбор пал на БССР — обстановка стабильная и белорусский Витебск побратим Зеленой Гуры. В нереально короткие сроки белорусским строителям удалось возвести уникальное сооружение на 5 тысяч зрителей — летний амфитеатр.
В июле 1988 года Витебск собрал рекордное количество гостей и исполнителей.
Удалось ли советскому правительству добиться своих целей? Как сложилась дальнейшая судьба фестиваля? И каково было истинное значение песни в политических интригах?