"Полярное братство" - фильм о сотрудничестве советских и британских ВВС в небе над Мурманском в сентябре-ноябре 1941 года.
Этот фильм о небольшом эпизоде в масштабах великих сражений Великой войны, но эпизоде просто уникальном. Бок о бок советские и английские летчики защищали от фашистов наши северные ворота в Атлантику, которые немцы называли не иначе, как «ледяным адом». Порт никогда не замерзал, даже при морозах в минус 50 градусов, и именно благодаря ему были возможны поставки военных грузов для всей страны.
Валдис Пельш: «Первые месяцы войны были для Советского Союза самыми тяжёлыми. Фашисты наступали со всех сторон, а страна только готовилась дать им отпор. Военной техники, и особенно авиационной, было недостаточно. Нехватка самолётов и лётчиков компенсировалась интенсивностью вылетов: лётчикам приходилось делать в день по 5−7 вылетов».
Узнав о нападении Германии на СССР, Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль предложил помощь и распорядился отправить в Мурманск в составе первого конвоя союзников «Дервиш» военную технику, в том числе, британские самолёты «Харрикейн», а также 400 военных специалистов: лётчиков, инженеров, техников. Соединение получило название «151-е авиакрыло». В его задачи входило участие в обороне Мурманска, а также помощь в освоении авиатехники советскими военными. Секретная операция получила название «Сила Бенедикта».
Валдис Пельш: «Советские и британские лётчики осуществляли совместное патрулирование линии фронта и уничтожали самолёты врага, а в свободное от боевых вылетов время, обучались и обучали полётам на Харрикейнах».
Английское «151-е авиакрыло» поступило в распоряжение командующего Северным флотом адмирала Головко. Базировались англичане на аэродроме Ваенга-1. Сотрудничали с нашим 72-м смешанным авиаполком ВВС Северного флота, которым командовал Борис Сафонов — самый результативный летчик первых месяцев войны, «типичный русак из-под Тулы». Англичане и русские сошлись быстро — не помешал никакой языковой барьер. Работали слаженно. Патрулировали совместно линию фронта, уничтожали самолеты Рейха, а в свободное от боевых вылетов время осваивали «Харрикейны». Первым освоил «Харрикейн» бесстрашный Сафонов. После полета на английском самолете ему аплодировали абсолютно все — и русские, и англичане. Впрочем, все советские летчики сдали экзамен с выдающимися оценками, при том, что вся документация была на английском языке, а все измерения были в незнакомых милях, фунтах, галлонах.
Елена Потанина: «Нам удалось взять интервью у непосредственных участников событий — пилота „151-е авиакрыла“ Королевских ВВС Великобритании Джона Франсиса Дарема (Тима) Элкингтона, пилота „151-е авиакрыла“ Королевских ВВС Великобритании Эрика Джона Картера и инженер „151-е авиакрыла“ Королевских ВВС Великобритании Фредерика (Вика) Бэшфорда. Сейчас нашим героям 95−96 лет, между собой мы с нежностью называем их „летающими дедушками“. Они с трепетом вспоминают дни, когда впервые оказались в ледяном Заполярье, познакомились с нашими асами, сражались с нашими лётчиками, что называется, крыло к крылу».
Советское и британское командование высоко оценило операцию. В марте 42-го года майор Борис Сафонов, капитаны Иван Туманов, Алексей Кухаренко и Александр Коваленко были награждены британскими крестами за выдающиеся летные заслуги. Это было первое и единственное награждение этим орденом советских военнослужащих.
Командир 151-го Крыла Рамсботтом-Ишервуд, командиры эскадрилий Рук, Миллер и наиболее результативный пилот сержант Хоу были награждены высшим советским орденом — орденом Ленина. И это тоже был единственный случай награждения британских военнослужащих.
В фильме принимают участие:
Джон Франсис Дарем (Тим) Элкингтон — пилот 151-го авиакрыла Королевских ВВС Великобритании,
Эрик Джон Картер — пилот 151-го авиакрыла Королевских ВВС Великобритании,
Фредерик (Вик) Бэшфорд — инженер 151-го авиакрыла Королевских ВВС Великобритании.