"Сейчас я снимаю картины для себя, я больше не снимаю для зрителя" - это признание знаменитого режиссёра - нынешнее его кредо, принцип человека, принцип мастера, отдавшего и выложившего целиком себя в десятках фильмах, многие из которых стали классикой.
Сегодня мастер работает для себя и на себя, на что завоевал право не только исходя из заслуг, но прежде всего следуя собственному выбору, сутью которого является он сам и его собственный опыт.
Андрею Кончаловскому чуть за 80 — возраст вполне зрелый для подведения итогов, коррекции мировоззрения и постановки и обдумывания ответов на вопросы сугубо личные, среди которых не последнее место занимают размышления о себе в сцепке извечного с интимным, сугубо личным, исповедальным, когда мучительно ищешь ответы на то, что есть твой Рай, а что — твой Ад, что есть твоя судьба, а что есть любовь, что есть зло от тебя, а что — добродетель…
Совсем недавно Андрей Кончаловский приступил к работе над фильмом о великом скульпторе и живописце эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти. Съёмочная группа фильма отправилась в Италию, в каменоломни Каррары, где великий скульптор искал мрамор для своих работ.
…Огромная площадка, где десятки каменотёсов, установок для добычи мрамора, неумолкаемый грохот перфораторов, моторов, лебёдок, голосов — всё полнит и насыщает работу по извлечению глыб мрамора, заготовок для будущих творений…
Герой нашего фильма внутри этого процесса — он ищет ракурсы, определяет крупности будущих кадров, снимает пробы, вживляет в настоящее эпизоды времён Микеланджело, чей век Возрождения Кончаловский приравнивает к нынешнему веку сегодняшней России, считая, что именно Россия проживает сегодня период своего Возрождения.
В нашем фильме жест молотобойца, удар молотом по резцу, отсечение резцом лишнего, извлечение скульптуры из глыбы мрамора можно уподобить высечению кадра режиссёром.
Этот парафраз вполне уместен в сочетании с кадрами из «Иванова детства», «Андрея Рублёва», «Романса о влюблённых» и так далее, вплоть до последнего фильма «Рай».
Этот парафраз может быть вполне достоверен и художественно разработан наряду с размышлениями Андрея Кончаловского по поводу будущего фильма, по съёмкам и сути прежних фильмов, по прожитой и сегодняшней жизни, по поводу личного опыта и тех «низких истин» (таково название его автобиографической книги) и высоких истин, которые вынашивал и какими ныне тревожится наш герой.
Съёмки проходили в Москве, Мюнхене, Карраре.
В фильме принимают участие:
Юлия Высоцкая
Пётр Кончаловский
Егор Кончаловский
Никита Михалков
Дарья Кончаловская
Митрополит Иларион
Иван Ургант
Александр Домогаров
Павел Деревянко