Великий танцовщик, которому рукоплескали лондонский «Ковент-Гарден», парижская «Гранд-Опера», нью-йоркский «Линкольн-центр», вдруг оказался отлучен от родной сцены в Москве...
В 84-м году, на служебном входе в Большой театр вахтер преградил дорогу высокому, хорошо одетому человеку. «Вас приказано не пускать», — неловко сказал он, — «ваш пропуск недействителен!» Высокий человек застыл в оцепенении. Вахтер, уже смущенно, как бы извиняясь, повторил: «Не велено… Марис Эдуардович!»
Марис Лиепа не мог поверить своим ушам. Как это? Ему нельзя в Большой театр? Он сам ведь и есть Большой театр…
Тот вахтер у входа, конечно, вряд ли мог представить, что его слова для Мариса Лиепы — все равно, что приговор к высшей мере. Он ведь написал однажды в своем дневнике: «Любой актер может прожить без денег, даже какое-то время — без любви, без друзей. Но не может выжить без новых ролей, без новой работы. Он задохнется».
После этого Марис Лиепа прожил всего пять лет… какими они были для экс-солиста балета? И как так случилось, что кумир миллионов вдруг оказался выброшенным на обочину?
Он ведь был феноменально талантлив! Мог любую вторую роль превратить в главную. Как было с его Крассом в «Спартаке». В Большом театре об этом, может, и не говорили вслух, но все хорошо понимали: публика ходит больше на Красса, чем на самого Спартака.
Марис Лиепа проделал такой огромный, трудный путь от щупленького, болезненного мальчика из Риги до всесоюзного красавца, секс-символа СССР. От него были без ума все женщины страны. Дети Лиепы до сих пор вспоминают: каждое утро, прежде чем выйти на улицу, они выглядывали в окно и считали, сколько влюбленных поклонниц стоит сегодня у подъезда их дома в Брюсовом переулке. Сорок? Пятьдесят?
Марис Лиепа, латыш (а это по советским меркам почти иностранец) по-европейски холеный, породистый, обходительный, с легким прибалтийским акцентом, мог влюбить в себя кого угодно. От театральной буфетчицы до дочери генсека. Галина Брежнева много лет была влюблена в Мариса и даже не скрывала этого. Ходила на все его премьеры, осыпала дорогими подарками.
Он был не только солистом главного театра страны. Сейчас бы его называли иконой стиля. Что бы он ни надел (а он умел и любил красиво одеваться), это тут же становилось модным.
Однажды он даже опоздал на самолет из-за двух костюмов от Кардена. Во время гастролей в Париже он заказал два роскошных костюма у прославленного модельера. Костюмы шили спешно, впопыхах, чтоб успеть к окончанию гастролей. И готовы они были только в день отлета труппы Большого в Москву. Марис Лиепа помчался в мастерскую забирать свои костюмы, потом в аэропорт и… как оказалось, не в тот! «Ваш самолет через 15 минут вылетает из Орли», — сказала улыбчивая француженка у информационной стойки в Ле-Бурже. Это была катастрофа. Марис Лиепа — невозвращенец? Как Нуриев и Барышников?
Сотрудники КГБ, которые неизменно сопровождали артистов в заграничных поездках, летели в Москву, пили корвалол и готовились уже писать рапорты об отставке. Каково же было их удивление, когда самолет приземлился в Шереметьево, подали трап, дверь открылась, а на трапе стоял улыбающийся Лиепа, с двумя какими-то пакетами в руках … Моментально осознав весь ужас своего опоздания, Марис рванул в представительство Аэрофлота. «Вот же стоит самолет на Москву… сейчас вылетает. Мы можем вас туда посадить!» Так Лиепа оказался в Шереметьево раньше своей труппы.
В него было сложно не влюбиться. А он сам просто нуждался в обожании. Марис Лиепа — лев по гороскопу. И во всем хотел быть только первым. И на сцене, и в жизни, и в любви. Но эту его огненную, пылающую натуру было так сложно выдержать!
Первая жена — великая Майя Плисецкая, продержалась в браке всего три месяца. После развода ни она, ни Марис, о совместной жизни не распространялись. Второй женой стала красавица Маргарита Жигунова — актриса театра и кино. Они познакомились в самолете, который летел из Риги. Маргарита снималась на рижской киностудии в фильме «Илзе». Эта пара считалась одной из красивейших в СССР. А на западе их называли «Русский Лоуренс Оливье и Мэрилин Монро». Этот союз стал для Мариса самым долгим. Они прожили вместе больше 20 лет, но в конечном итоге Маргарита устала. То ли от этой необходимости обожать, жертвовать собой ради мужа. То ли от его непростого характера и эмоциональных всплесков. То ли от бесконечных похождений и романов…
«А вообще я «выгнан из дома, который строил 10 лет» — напишет в своем дневнике Марис Лиепа — «Да, я один уже 18 дней. Смешно, но факт. Опять холостяцкая жизнь, к которой трудно привыкнуть. Маргарита раскрыла себя до предела. Обнажила свою сущность».
У Маргариты были все основания ревновать и обижаться. Роман с Галиной Брежневой развивался у нее на глазах, сразу после развода он женился на красавице балерине Нине Семизоровой. Они прожили всего 5 лет. А вот еще об одной женщине в жизни Мариса долгие годы никто ничего не знал. Ни близкие друзья, ни самые преданные поклонники. А ведь в этих отношениях даже родилась дочь Маша. И в нашем фильме, она впервые расскажет о своем отце, и маме — костюмерше Большого театра Евгении Шульц. Она долгое время оставалась его тайной, гражданской женой. Но именно с ней он проведет последние годы жизни. Незадолго до смерти даже сделает ей предложение, но пожениться они так и не успеют.
Он умер внезапно, от инфаркта. Дочь Мария помнит вечер, когда отцу стало плохо с сердцем. Когда приехала «скорая» Маша обняла папу и сказала: «А привези мне куклу в костюме медсестры». Он рассмеялся, но из больницы уже не вернулся…
В нашем фильме мы расскажем, почему божьи коровки и запах липы ассоциируются у Илзе Лиепы с отцом. Вместе с Андрисом Лиепой проедем по любимым московским маршрутам Мариса. Друзья и близкие великого танцовщика — Василий Лановой, Борис Акимов, Владимир Васильев — расскажут, как жил, танцевал, переживал, доводил всех до белого каления, шутил и дурачился Марис Лиепа. А Николай Цискаридзе вспомнит, как был поражен, когда понял, что его пытаются выжить из Большого театра те же самые люди, что когда-то выжили Лиепу.
Что привело Мариса Лиепу — суперзвезду советского балета — к такому сокрушительному падению? Это остается, пожалуй, одной из главных неразгаданных тайн Большого театра и балетной жизни в целом. Но мы всё же попытаемся раскрыть эту тайну. Поищем ответ в личных дневниках Мариса Лиепы. Он вел их всю жизнь. С самого детства. Интимные, эмоциональные, пропитанные то эйфорией, то болью, то яростью от обиды, то восторгом от жизни — строки. Теперь эти записи — неразборчивым, нервным почерком, иногда поперек страницы — читаются, как исповедь Мариса Лиепы. Как откровенный монолог человека, который так долго молчал о себе, играя чужие роли.
В фильме принимают участие:
Андрис Лиепа — сын, народный артист России,
Илзе Лиепа — дочь, народная артистка России,
Мария Лиепа-Шульц — младшая дочь,
Маруся Лиепа-Шульц — внучка,
Владимир Васильев — балетмейстер, народный артист СССР,
Николай Цискаридзе — народный артист России,
Борис Акимов — народный артист СССР,
Нина Семизорова — третья жена Лиепы,
Борис Эйфман — делал постановки с Лиепой, народный артист России,
Алла Осипенко — партнерша и подруга Мариса Лиепы (вместе танцевали «Реквием балерины», который теперь танцует Илзе Лиепа), артистка балета,
Василий Лановой — друг, актёр, народный артист СССР,
Евгений Гинзбург — архивное интервью,
Эдит Лиепа — сестра Мариса Лиепы (архивное интервью).