«Борис Эйфман — человек, который осмелился», «Эйфман — удивительный театральный волшебник», «Эйфман — лидер среди ныне живущих балетмейстеров...» — так пишут о российском хореографе в ведущих международных изданиях.
Его спектакли неизменно идут с аншлагом на лучших сценах мира. Борис Эйфман — признанный современный гений, создатель своего театра — первого негосударственного театра балета, который появился в Советском Союзе. Сейчас Академия балета Бориса Эйфмана по популярности соперничает со знаменитой «Вагановкой» — Академией им. Ваганова. Можно решить, что Эйфман — баловень судьбы, человек с большими связями, что жизнь всегда была к нему благосклонна. Но это не так… Что стоит за грандиозным успехом Эйфмана, как он сочинял и ставил свои знаменитые балеты, какие драмы разыгрывались в его жизни за пределами сцены, в чем природа особой «эйфмановской» сценической философии… Об этом хореограф расскажет в фильме-интервью «Пространство жизни Бориса Эйфмана», который (по признанию самого хореографа) стал для него исповедью.
В его жизни и творчестве все удивительно и непостижимо. Как мальчик из города Рубцовка Алтайского края, родившийся в семье инженера и врача, смог стать одним из самых известных хореографов мира? Как уже в 15 лет сочинил свой первый балетный спектакль? Борис Эйфман вспоминает те годы: как в нем родилось желание сочинять балеты, и как это желание переросло в уверенность после встречи с легендарным советским хореографом Леонидом Якобсоном. Юный Эйфман услышал от мастера сцены слова, которые стали для него знаковыми: «Балетмейстерами не становятся, балетмейстерами рождаются». И Эйфман не просто убедил себя в том, что он рожден балетмейстером, он доказывает это всю свою жизнь.
Приехав в Ленинград, он сразу влюбился в этот город. Сейчас, спустя многие годы, стоя на Адмиралтейской набережной, Борис Эйфман вспоминает, какую клятву он дал здесь городу, упав на колени… Любовь к Ленинграду-Санкт Петербургу была настолько значимой для его творчества, что не дала ему эмигрировать. Даже в те тяжелые годы, когда его спектакли не пропускали, называли его хореографию «порнографией», а его самого считали «диссидентом на пуантах» и открыто предлагали уезжать из страны, он оставался здесь, считая, что творить может только в питерской атмосфере.
В зале Академии Ваганова, где 21-летний Борис Эйфман начал работать как хореограф, он вспоминает, как он нашел свой путь, свою особую нишу в балетном мире. Говоря о великих именах классического балета, он признается, что уже тогда понял, что вместе с ними он быть не хочет, но мечтает творить рядом с ними. С каким трудом Эйфман создавал свой театр! К нему в труппу приходили неудачники, которые не нашли себя в классическом балете. А он — переделывал их «под себя», и они становились звёздами. При этом Эйфман признается, что отношения с артистами у него складывались непросто, а ревность и ссоры задевают его до сих пор.
Эйфман — балетмейстер-философ. Его балеты — это психологические притчи на литературной основе. Балеты «Анна Каренина», «Чайка», «Онегин», «Идиот», «Братья Карамазовы» уже стали классикой театра балета Эйфмана. Хотя его авторская интерпретация материала нередко вызывала неоднозначную реакцию. Хореограф объясняет свою трактовку и рассуждает о литературе, которая вдохновляет его.
В фильме Борис Эйфман рассуждает о признании, судьбе, о любви, счастье, страхах, о возрасте и семье, о том, что волнует его, как и многих других людей. При этом он не устает повторять, что вся его жизнь — «попытка выйти за рамки простого обывателя», поэтому и оценивать его нужно иначе. Оценить философию и взгляды ведущего российского балетмейстера можно, послушав искренний и сложный разговор о «Пространстве жизни Бориса Эйфмана».