К 100-летию Георгия Товстоногова.
О нем говорят: «Великий, легендарный, грандиозный». Его именем названа улица в Тбилиси, театр и сквер в Питере. Он создал самую сильную и прославленную театральную империю в СССР, но никогда не был бессердечным императором-титаном. Наполовину русский, наполовину грузин, Товстоногов обожал легкость и скорость, он умел вкусно жить. Не считая театра, у него было три страсти — женщины, вино и автомобили. Автомобили — заграничные, вино — грузинское, а женщины ... — разные. Но чаще, конечно, актрисы.
Актрисы Товстоногова — те, кого он разглядел среди тысяч выпускниц театральных училищ. Кого-то сделал заслуженными, кого-то народными: Татьяна Доронина, Эмма Попова, Сетлана Крючкова, Наталья Данилова, Лариса Малеванная, Наталья Тенякова, Зинаида Шарко, Людмила МакароваА. И всех он любил. Но, конечно, каждую — по-своему.
— Он был очень одинокий человек, чрезвычайно. Такая обреченность на одиночество? Нет. Это несправедливость судьбы...
— У него был такой парфюм. У него были такие рубашки, такие носки, такая обувь и такой тембр голоса, что можно было сойти с ума. Он же и невысокого роста и сложен не исключительно, ну, не Аполлон. Но казалось, что он высокого роста, что он фантастический мужик совершенно. Фантастический.
— Он вообще был мужчина очень... сексапильный. И вообще он нес в себе громадный такой ген мужества
Наталья Тенякова как-то про него пошутила, обращаясь к Светлане Крючковой: «Светка, тебе повезло, Георгий Александрович любит только до 23 лет, и до 48 килограмм».
А легендарная Татьяна Доронина признается: «это чудо, которое я не заслужила ни в коей мере. Потому что я это чудо потом взяла и предала...»
Её всесоюзная слава на больших экранах тоже началась с Товстоногова. Суперхит 66-го года «Старшая сестра» снят по мотивам его театральной постановки. И самую кассовую мелодраму 68-го года «Еще раз про любовь» сыграли тоже сначала на сцене БДТ, а уже потом в кино. Именно Георгий Александрович учил Татьяну Васильевну «любить по-доронински». И как будто это было вчера... Георгий Александрович сказал: «Подойдите сначала, сядьте. Сядьте, как будто стелитесь по этому плечу. Вот так близко-близко вот. Стелитесь, садитесь медленно». Но это какая точная подсказка необыкновенная. Какое дивное знание женской психологии...«
В доме на Фонтанке Товстоногов создал свою реальность, фантастическое зазеркалье, где были свои традиции и правила, далёкие от морального кодекса строителей коммунизма.
Казалось, Георгий Александрович исправил несправедливость судьбы. Все его премьеры в БДТ наутро становились классикой. Причем, мировой. Французская гувернантка и немецкая бонна постарались — их вундеркинд свободно объяснялся с европейскими импресарио и легко устраивал зарубежные гастроли. Если раньше по миру летали только наш цирк и балет, то при ГОГЕ впервые взлетел советский драмтеатр!
«Мы проехали... всю Европу! За три дня до нас работали „БИТЛЗ“ на той же сцене». На сцене парижского концертного зала «Олимпия», студенты из Ленинграда собирали аншлаги почти неделю. Тогда, в середине 60-х фамилия Товстоногов звучала на весь мир, не говоря уже о необъятной родине. «Он в жизни был совершенно другой. Совсем не такой, вот. Очень тонко чувствующий, очень ранимый, очень добрый, очень любящий» -признается Тамара Котикова, гражданская жена Г. Товстоногова.
Она поняла это, когда ей исполнилось 25, а ему — 55. Дипломированная актриса Котикова поступила в труппу театра имени Ленинского комсомола. И Гога снова пришел туда — благословлять молодежь. Он попросил у бывшей студентки номер телефона. Она удивилась, но не отказала...
Непросто складывались у Гоги и отношения с мужчинами-артистами его театра. Евгений Лебедев ( тоже родом из Тбилиси) стал мужем сестры Товстоногова Нателы. А вот Сергей Юрский все-таки ушел из театра и уехал в Москву. Они с Гогой не сошлись темпераментами. Одним из любимых артистов Товстоногова в последние годы был молодой выпускник института Юрий Стоянов. Это потом он стал всероссийским юмористом, а в середине 70-х Стоянов был серьезным драматическим артистом. «Как молодой артист я абсолютно не состоялся в театре. И как профессионал, я всем обязан этому театру. ... Я впервые об этом скажу, в жизни! Никогда об этом не говорил, никогда... Потому что я был человеком, который совершил обратный поступок в своей жизни. Он воспитывал двоих сыновей, а я ушел...»
Олег Басилашвили неоднократно хотел бросить все и уйти из БДТ, но в итоге служит в этом театре всю жизнь. «По цветам ходили. Такое ощущение, что мы, знаете вот сборная СССР по футболу, которая выиграла чемпионат мира, вот так мы себя чувствовали. Герои! Он построил, театр-дом. Когда тебя провожали на сцену, выталкивали еще и крестили, чтоб ты выходил перекрещенный на сцену. Это вот такая традиция, понимаете».
Легенда о Гоге гласит: однажды Товстоногов проезжал на своей старой «Волге» мимо Витебского вокзала, заметил цыганку. Остановился, попросил погадать. Она сказала ему: «Ты умрешь в машине». «В этой?» — уточнил он. «Нет, в другой, подороже».
«Кстати говоря, никогда не пользовался ГОГА театральной машиной, всегда ездил на своей — вспоминает Олег Басилашвили — а потом, когда он ослаб, его стали уже возить. Так вот он здесь попросил разрешения сесть за руль, шофера посадил рядом, сам сел за руль. Все вышли на крылечко наше, он высунулся и нам сказал: „Прощайте“. И поехал. Умер в „Мерседесе“ около памятника Суворову, на Марсовом поле. Остановился на красный свет. И умер».
В фильме принимают участие:
Артисты — Олег Басилашвили, Татьяна Доронина, Сергей Юрский, Светлана Крючкова, Алиса Фрейндлих, Ольга Волкова, Нина Усатова, Наталья Тенякова, Юрий Стоянов, Тамара Котикова, Геннадий Богачёв, Геннадий Штиль, Людмила Шувалова-Стржельчик, Марина Адашевская, Елена Попова.
Семья — Светлана Головина (невестка Товстоногова). Матрона Товстоногова (правнучка). Вадим Милков (внебрачный сын), Алексей Лебедев (племянник), Тамара Котикова (гражданская жена).
А также — Ирина Шибаревич (секретарь Товстоногова), Геннадий Суханов (директор БДТ в эпоху Товстоногова), Эдуард Кочергин (художник-постановщик БДТ в эпоху Товстоногова).