27 августа 2000 года произошла одна из крупнейших техногенных катастроф в истории России — загорелась Останкинская телебашня.
Москва и область оказались в информационном вакууме. В фильме-расследовании мы представили новые версии случившегося, поминутно отследили действия пожарных, спасателей и руководителей телевышки. Вместе со зрителями мы пройдем по тем этажам башни, где 15 лет назад бушевал огонь, и увидим место предполагаемого возгорания. Интересно, что первыми происшествие заметили не пожарные, а пенсионерка с улицы Королева, она и позвонила в службу «01», сообщив, что из-под шпиля Останкинской башни валит дым.
Пожарные системы на вышке к тому времени давно устарели. Как поставили их во время строительства в 1967 году, так с тех пор и не меняли. Не были предусмотрены дымовые датчики. Никому в голову не приходило, что антенные кабели могут загореться. Пожаро-техническая проверка башни проводилась в мае 2000 года, но почти ни одно указание ГУВД выполнено не было. А у пожарной охраны, как потом выяснилось, не было даже порошковых огнетушителей. Так что же вспыхнуло?
Загорелись фидеры. Сотрудники Института полимеров РАН рассказали нам, что фидеры вспыхивают при 200 градусах, а горят с температурой в 1000 градусов, разбрасывая подобие напалмовых брызг. Руководители ОРТ и ВГТРК Константин Эрнст и Олег Добродеев лично поднимались в эпицентр пожара, расплавленная пластмасса даже обожгла Добродееву руку. В нашем фильме они делятся своими впечатлениями о той катастрофе.
Из-за разбушевавшегося огня полопались почти все стальные канаты внутри башни. Именно они придавали этому уникальному сооружению устойчивость. У многих очевидцев было впечатление, что телевышка вот-вот рухнет. Однако специалисты убедят зрителей Первого канала в том, что таких разрушений быть не могло. Впрочем, пожар разгорался, и от высокой температуры перегорели и канаты лифтов. В одном из них находились люди. Погибли командир пожарного расчета полковник Владимир Арсюков, слесарь-ремонтник Александр Шипилин, лифтер Светлана Лосева. Сын Арсюкова Дмитрий тоже пожарный, в нашем фильме он рассказывает о последних минутах жизни отца.
Пожарные боролись с огнем более суток. В итоге его удалось остановить на отметке 67 метров. Если бы огонь спустился еще на четыре метра, то тогда сгорели бы все аппаратные, и телевещание в Москве и области пришлось бы восстанавливать несколько месяцев. Но благодаря героизму огнеборцев телеэкраны вновь зажглись всего через неделю.
Пожарные Олег Базанов и Александр Шаронов оказались в августе 2000-го в прямом смысле в самом пекле. В картине они вспоминают, как карабкались пешком на многометровую высоту с 20 килограммовой амуницией за плечами, напевая для бодрости духа песенку про Вини-Пуха, как потом 5 часов кряду проливали водой из брандспойтов горящие кабели, взрывающиеся асбестовыми осколками. Именно благодаря этим людям огонь был остановлен на той самой 67-метровой отметке, и именно они доложили в штаб о победе.
В фильме участвуют:
Олег Базанов — пожарный,
Александр Шаронов — пожарный,
Виктор Климкин — в 2000 году начальник штаба УГПС МВД РФ по г. Москве,
Вадим Зуев — в 2000 году начальник тыла штаба пожаротушения УГПС ГУВД по г. Москве,
Юрий Волков — ученый секретарь НИИЖБ им. А.А. Гвоздева,
Константин Эрнст — генеральный директор ОАО «Первый канал»,
Олег Добродеев — генеральный директор ВГТРК,
Юрий Жуковский — заместитель начальника «Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по г. Москве»,
Ирина Кузнецова — зав. лабораторией температуростойкости и диагностики бетона и железобетонных конструкций НИИЖБ им. А.А.Гвоздева,
Денис Арсюков — пожарный, сын полковника Владимира Арсюкова,
Сергей Овчинников — пожарный,
Станислав Белявский — главный инженер филиала ФГУП РТРС МРЦ,
Андрей Марсавин — заместитель главного инженера филиала ФГУП РТРС МРЦ
и другие.