Фильм об Александре Пахмутовой — фильм о любящем человеке, написавшем музыку о своей любви.
Тамбов. Железнодорожный вокзал. Пахмутова и Добронравов возвращаются с музыкального фестиваля в Москву. Стоят на перроне в ожидании своего поезда, а на соседнем пути пассажирский состав, который сделал короткую остановку, и пассажиры увидели Пахмутову. Открывать двери вагона нельзя, народ прилипает к окнам, машут руками, улыбаются, открывают окно, оттуда вытягиваются руки: «Нас не пускают к вам!.. Мы хотим вас обнять! Мы хотим вас обнять!..».
Их узнают везде, всегда и мгновенно. Народ скапливается, просят автографы, просят сфотографироваться, сопровождают, провожают, помогают, признаются в любви. Причем чем дальше от Москвы, тем активнее. А Пахмутова и Добронравов не отказывают никому. Просто не умеют.
А ведь люди обычно боготворят звёзд эстрады, и часто не знают, кто написал музыку вообще и как выглядят создатели любимых хитов в их исполнении. Но Пахмутову знают все! И история, подобная той, что случилась на вокзале, повторяется вот уже сорок лет. И, как говорит в фильме Николай Басков, во все времена для всех и каждого увидеть Пахмутову было равноценно тому, чтобы подняться на Эверест.
Казалось бы, что удивительного можно увидеть на известной трехчасовой записи авторского вечера Пахмутовой в Колонном зале Союзов в 1975 году? Пафосное мероприятие, утвержденный цензурой сценарий и почти четыре десятка песен, из которых шесть на бис, в том числе и песня про Ленина. Но в те времена концерт Пахмутовой считался событием всенародного масштаба. И поэтому абсолютно все мужчины в зрительном зале «покоряли Эверест» только в костюмах и галстуках. Из этих трех часов — полчаса на аплодисменты.
А когда приходит очередь Магомаева исполнить, пожалуй, один из самых известных хитов Пахмутовой и Добронравова, то диктор объявляет эту песню совершенно особенно, как никакую другую. Не объявялет ни исполнителя, ни автора слов, ни композитора. Мол, тут и так все понятно, зачем что-то еще говорить. Подходит к микрофону и просто: «Мелодия!».
«Мелодия» Пахмутовой и Добронравова стала мелодией истории любви Магомаева и Синявской, а их же песня «Прощай, любимый!», которую исполнила Синявская, стала песней, которая сохранила их брак в сложный период их жизни. Впрочем, как и все остальные мелодии Пахмутовой только и делали, что сохраняли. Сохраняли любовь и надежду миллионов людей.
Чтобы написать «Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги» Доброноравов и Пахмутова поехали в тайгу. Сибирь, Дальний Восток, поезда, самолеты, мороз, холод, дорога, комсомольские стройки, палатки, избушки, сопки и снова дорога. Им надо было видеть и чувствовать это огромное волнующееся море, огромную страну. Но чтобы написать «Нежность» и «Мелодию» труда понадобилось не меньше — им надо было видеть и чувствовать друга друга.
Фильм построен на съемках подготовки к юбилейному концерту Александры Пахмутовой в Кремле. И на съемках, не имеющих отношения к концерту — репетиций и встреч, происходящих сейчас — но так или иначе имеющих отношение к приближающемуся юбилею. Каждый эпизод фильма — это проявление любви к ней ее поклонников.
В фильме участвуют: Тамара Синявская, Татьяна Доронина, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Александр Градский, Елена Гагарина, Николай Басков и др.