Самая страшная страница истории Санкт-Петербурга была закрыта 70 лет назад. И этому есть свидетели...
...Мы не придумали фильм к началу съемок. Мы шли скорее от интервью. Идею с рисунками подсказал великий режиссер Андрей Хржановский. Он нас отправил смотреть детские рисунки во всевозможные музеи и хранилища Санкт-Петербурга. И тогда стало более-менее понятно, КАК мы хотим рассказать. Когда стали разговаривать с героями — постепенно становилось понятно, ЧТО. Поначалу казалось, что каждый из героев расскажет какую-то одну свою историю и это будет такой фильм из пяти или шести историй блокадного времени, связанных между собой только единством времени. Потом оказалось, что чрезвычайно важен контекст: что с этим человеком в этом городе случилось ДО этой истории, что случилось ПОСЛЕ и какой он теперь. Так вышло, что герои рассказывают обо всех 872 днях. Но это не претензия на историческую справку. Это запечатленный момент времени, моментальный такой снимок, вдруг возникший оттуда, вдруг оживший в памяти.
...Современный Санкт-Петербург и блокадный Ленинград — как будто бы два разных города. Мне кажется, это — трагедия памяти. Память ведь не живет сама по себе. Ее надо поддерживать, воспитывать, тренировать. И не только в праздничные и мемориальные даты. Каждый день. Воспользовавшись идей известного питерского фотографа Сергея Ларенкова, мы наполнили фильм видеосравнениями-реконструкциями. Это совмещение в одной географической точке прошлого и настоящего. Блокады и нынешнего времени. Режиссер Сережа Нурмамед и наш график-дизайнер Юра Мелюшин сделали так, что на оживленном, полном беззаботных людей, булочных, рекламы, в общем, современной жизни проспекте вдруг проявляется память. Слышно ее дыхание. Это, с одной стороны, страшновато. А с другой — очень важно и полезно. Знать, что ты идешь не просто по оживленной улице. А по улице с историей. В том числе и трагической. У меня нет рецепта по сохранению памяти. Простые прохожие идут себе, ничего не зная. И память утекает сквозь пальцы.