Татьяна Шмыга. Дитя веселья и мечты

Документальный фильм

Звонкий, летящий голос, головокружительные, озорные танцы, шикарные яркие костюмы, неиссякаемая энергия и страстный темперамент. Татьяна Шмыга.

Только близкие знают, как панически она боялась сцены. Как безжалостно критиковала себя после каждого спектакля. Больше полувека она прослужила в одном театре, но на самом пике популярности семь лет не получала новых ролей. Шмыга стала примадонной оперетты, но ей так и не суждено было стать матерью. Вся ее жизнь — это череда репетиций и премьер, но болезнь разлучила ее с любимым делом.

Последние полгода она провела в больничной палате. Муж Шмыги, композитор и дирижер Анатолий Кремер, рассказывает, что Татьяне Ивановне долго не могли поставить диагноз. А все началось с сильных болей в ноге. Врачи диагностировали проблемы с кровообращением и сделали певице несколько операций по шунтированию сосудов. Но ее состояние только ухудшилось. Врачи обещали актрисе спасти ногу и буквально уговорили ее еще на одну операцию. Она закончилась ампутацией… Помимо проблем с сосудами, у Шмыги обнаружили диабет. Но сделано это было так поздно, что спасти актрису уже не удалось. Татьяна Шмыга умерла в Боткинской больнице 3 февраля 2011 года.

В нашем фильме о Татьяне Шмыге вспоминают люди, которые долгие годы делили с певицей не только радости и удачи, но и были с ней в трудные минуты ее жизни. О юности, родителях и первых ролях актрисы в Театре оперетты рассказывает подруга и однокурсница Шмыги Валентина Желудева. Очень тепло о Татьяне Ивановне вспоминает ее первый муж Рудольф Борецкий, с которым актриса даже после развода сохранила дружеские отношения. Татьяна Константинова, режиссер и солистка Московской оперетты, была любимой ученицей Шмыги и стала для нее практически родной дочерью. Александр Олешко познакомился с Татьяной Ивановной незадолго до ее ухода и превратился из ее искреннего поклонника в близкого друга.

Лучшая подруги Шмыги Галина Гладштейн была неразлучна с Татьяной Ивановной больше 40 лет и постоянно снимала ее на кинопленку. Галина поделилась с нами этими эксклюзивными кадрами, поэтому в нашем фильме вы увидите Шмыгу такой, какой ее знали только самые близкие.

Удивительно, но в жизни Шмыга была полной противоположностью своего сценического образа: стеснительная, очень самокритичная и неуверенная в себе. «Таня всегда была трусихой, — признается Кремер. — Даже когда гримировалась, руки дрожали». Главным врагом начинающей актрисы были ее комплексы. Она боялась брать верхние ноты, танцевать страстные танцы, надевать откровенные наряды. Тем удивительнее феномен Шмыги. Каким невероятным усилием воли надо было обладать, чтобы превозмочь все эти страхи и стать не просто певицей, а артисткой музыкального театра, который сочетает в себе и пение, и танец, и драматическую игру.
Многие приписывали ее стремительный карьерный взлет и грандиозный успех не столько уникальному голосу и удивительной пластичности Шмыги, сколько ее удачному замужеству. Союз актрисы и Владимира Канделаки породил множество слухов. Сплетникам не давала покоя их разница в возрасте: Владимир был старше Татьяны на 20 лет. И, конечно, положение обоих в театре: он главреж, она прима. Злые языки говорили, что Шмыга живет с Канделаки по расчету. Но в искренности ее чувств все убедились, когда в 1964-м году Канделаки сняли с должности. «Татьяна Ивановна в этот момент его поддержала, — рассказывает Галина Гладштейн. — Все думали, что она от него уйдет, а она с ним осталась и прожила еще 10 лет».

Анатолий Кремер окончательно развеивает слухи о том, что, выйдя за Канделаки, Шмыга преследовала карьерные интересы. Он рассказывает, что те десять лет, которые Канделаки возглавлял театр, были для певицы самыми трудными. Ей все запрещалось: болеть, отказываться от ролей, выбирать. Даже на репетициях она не смела возразить мужу, в то время как он именно на ней срывал свое раздражение.
И все же настоящее счастье Татьяна Шмыга обрела с Анатолием Кремером. Это подтверждают и архивные кадры, на которых они весело отмечают семейные праздники, дурачатся.

Татьяна Шмыга всю жизнь сохраняла потрясающую форму. Когда ей исполнилось 80, в театре Оперетты устроили в ее честь юбилейный вечер. Татьяна Ивановна завершила его своей знаменитой «Карамболиной». Она вышла на сцену в точно таком же костюме Нинон, что был на ней ровно 40 лет назад — размер в размер — и произвела настоящий фурор.

Сегодня костюмы актрисы хранятся в коллекции историка моды Александра Васильева. Он был дружен с Татьяной Ивановной и рассказал, на какие жертвы приходилось идти актрисе, чтобы выглядеть безупречно. Она не могла себе позволить отказаться даже от каблуков, потому что считала, что профессия обязывает ее быть воплощением стиля.

Анатолий Кремер уверен, что именно высокие каблуки и невероятные нагрузки в театре спровоцировали болезнь жены. Но заставить Шмыгу относиться к себе по-другому было просто невозможно.

В фильме приняли участие:
Кремер Анатолий Львович — дирижер, композитор, третий муж Шмыги;
Борецкий Рудольф Андреевич — профессор МГУ, первый муж Шмыги;
Рязанов Эльдар Александрович — кинорежиссер;
Кобзон Иосиф Давыдович — певец;
Голубкина Лариса Ивановна — актриса;
Андреев Владимир Алексеевич — режиссер, актер;
Константинова Татьяна Викторовна — актриса оперетты, ученица Шмыги;
Олешко Александр Владимирович — актер, телеведущий;
Васильев Александр Александрович — историк моды, телеведущий;
Гладштейн Галина Васильевна — фотограф, близкая подруга;
Веденеев Юрий Петрович — певец, актер оперетты;
Желудева Валентина Николаевна — актриса оперетты, однокурсница.

Фото

Татьяна Шмыга